Генератор из электродвигателя своими руками
В моей электростанции источником тока является асинхронный генератор, приводимый в движение бензиновым двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением УД-25 (8 л.с., 3000 об/мин.). В качестве асинхронного генератора без каких-либо переделок можно использовать обычный асинхронный электродвигатель с частотой вращения 750-1500 об/мин и мощностью до 15 кВт.
Частота вращения асинхронного генератора в нормальном режиме должна превышать номинальное (синхронное) значение числа оборотов используемого электродвигателя на 10%. Сделать это можно близким образом. Электродвигатель включается в сеть и частота вращения в холостом режиме замеряется тахометром. Ременная передача от двигателя к генератору рассчитывается таковым образом, чтобы снабдить несколько повышенное число оборотов генератора. Например, электродвигатель с номинальной частотой вращения, равной 900 об/мин, вхолостую дает 1230 об/мин. В этом случае ременная передача рассчитывается на обеспечение частоты вращения генератора, равной 1353 об/мин.
Обмотки асинхронного генератора в моей установке соединены "звездой" и вырабатывают трехфазное напряжение 380 В. Для поддержания номинального напряжения асинхронного генератора необходимо правильно подвернуть емкость конденсаторов меж каждой фазой (целое три емкости одинаковы). Для подбора нужной емкости я пользовался близкой таблицей. До приобретения необходимого навыка в работе можно проверять нагрев генератора на ощупь во избежание перегрева. Нагрев указывает на то, что подключена излишне большая емкость.
Мощность генератора, кВт | Емкость, мкФ |
2,0 | 60 |
3,5 | 100 |
5,0 | 138 |
7,0 | 182 |
10,0 | 245 |
15,0 | 342 |
Конденсаторы пригодны типа КБГ-МН или другие с рабочим напряжением не меньше 400 В. При выключении генератора на конденсаторах остается электрический заряд, поэтому необходимо принимать меры предосторожности от поражения электрическим током. Конденсаторы вытекает надежно оградить.
При работе с ручным электроинструментом на 220 В я пользуюсь понижающим трансформатором ТСЗИ с 380 В на 220 В. При подключении к электростанции трехфазного электродвигателя может случиться, что генератор не "осилит" с ведущего раза его запуск. Тогда вытекает дать серию кратковременных включений электродвигателя, временно он не наберет обороты, или раскрутить вручную.
Стационарные асинхронные генераторы такового рода, используемые для электрообогрева жилого дома, можно приводить в движение ветряным двигателем или турбиной, установленной на карликовый речке или ручье, если таковые есть недалеко от дома. В свое время в Чувашии заводом "Энергозапчасть" выпускался генератор (микро-ГЭС) мощностью 1,5 кВт на базе асинхронного электродвигателя. В. П. Бельтюков из г. Нолинска сделал ветроустановку и в качестве генератора также использовал асинхронный электродвигатель. Таковой генератор можно приводить в движение, используя мотоблок, минитрактор, двигатель мотороллера, автомобиля и т.д.
Свою электростанцию я определил на карликовом легком одноосном прицепе - раме. Для работ вне хозяйства загружаю в машину необходимый электроинструмент и прицепляю к ней свою установку. С роторной сенокосилкой кошу сено, электротягачом пашу землю, бороную, сажаю, окучиваю. Для таковых работ в комплекте с станцией вожу катушку с четырехжильным кабелем КРПТ. При намотке кабеля стоит учитывать один момент. Если наматывать обычным способом, то образуется соленоид, в котором будут дополнительные потери. Чтобы их избежать, кабель нужно сложить пополам и наматывать на катушку, начиная с места сгиба.
Глубокой осенью приходится заготавливать дрова на зиму из валежника. Пользуюсь при этом опять-таки электроинструментом. На дачном участке с помощью циркулярной пилы и строгального станка выполняю обработку материала для плотничных работ.
Окончание в журнале "САМ", №2, 1995 г.)
ПОДВЕСНОЙ ЭЛЕКТРОМОТОР
В. Грачев, А. Острогин КиЯ №2 (102)83
Используя генератор постоянного тока ГСК-1500 и узлы старенького мотора <Стрела>, мы изготовили подвесной электрический мотор мощностью около 2 л.с. От "Стрелы" взяли опору подвески, болт М12, вертикальный вал, редуктор и гребной винт. Гребной винт опилили по диаметру на 16 мм. В навигацию 1982 г. использовали также трехлопастные винты от "Москвы" и "Ветерка-12". Для превращения генератора в двигатель никаких переделок не требуется. Достаточно подключить два электрических проводника на клеммы <плюс> и <минус>. Вал электродвигателя получает вращение при напряжении 6 В. При напряжении свыше 30 В двигатель перегревается. Дейдвудную трубу мы изготовили из обрезка водопроводной трубы 34 X 3 длиной 550 мм. К ее верхнему концу приварили квадратный фланец, соответствующий фланцу генератора ГСК-1500. Верхний фланец (2) с ушками для румпеля (1) и втулкой подвески. К нижнему концу приварили проставку, расточенную под установку двух шарикоподшипников № 202-опор вертикального вала-шестерни редуктора - и снабженную фланцем для крепления редуктора. Верхний конец дейдвуднои трубы проточили под втулку кронштейна, в которой весь мотор может вращаться на 360° относительно вертикальной оси. | |
Переходная втулка соединения 1. фланец генератора 2. вал генератора 3. переходная втулка 4. хвостик рессоры | Сварку фланцев и проставки выполняли на трубе, установленной в центрах. Крутящий момент с вала генератора передается на вертикальный вал-рессору через переходную втулку, позволяющую сочленить шлицевой хвостовик вала генератора с квадратом рессоры. Нижний конец рессоры соединен с концом вертикального валика редуктора, как и на подвесном моторе. Данный генератор устанавливается на дизелях типа "4Ч8.5/11". Управление мотором осуществляется за румпель, сделанный из алюминиевой трубки 22 X 2 мм и шарнирно прикрепленный к верхнему фланцу мотора. Выключатель приклепан на хомуте генератора. Для питания электромотора на лодке установлены две батареи по десять щелочных аккумуляторов НКН-45 в каждой. Батареи соединены последовательно, напряжение каждой из них-1,4 В. Емкости батарей хватает для движения на <полном ходу> (около 10 км/ч) в течение 1 ч 30 мин. Переключения скоростей наш мотор не имеет, а задний ход дается поворотом мотора в подвеске на 180°. Нам представляется, что железо-никелевые аккумуляторы на лодке с подвесным мотором более приемлемы, чем свинцово-кислотные.
За два года эксплуатации (лодку используем для поездок на работу) мы убедились в преимуществах электрического двигателя. Подобный моторчик нетрудно также изготовить на базе деталей "Салюта" или "Прибоя". |